Разделы < предыдущая             cледующая >   

Тренировочные упражнения

 

1. а) Замените причастный оборот сложноподчиненным предложением. Расставьте   знаки препинания.

В  полутьме  северной  ночи  напоминавшей  нам утренний рассвет посёлок казался особенно угрюмым.

    б) Определите вид придаточного предложения. Расставьте знаки пре­пинания.

В жаркие июльские дни когда каменный город изнывал от солнца здесь чувствовалась тишина и прохлада.

 

2. а) Из двух простых предложений составьте сложноподчиненное.

1. Берёзки выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. 2. Эти берёзки при мне были посажены около забора.

    б) Расставьте знаки препинания, определите вид придаточного пред­ложения, подчеркните грамматическую основу.

Я пришёл к тебе с приветом рассказать что солнце встало что оно горячим светом по листам затрепетало. (Фет)

 

3. а) Замените в сложноподчиненном предложении придаточное прича­стным оборотом. Расставьте знаки препинания.

Вдоль берега моря тянулись болота и длинные озерки ко­торые были отделены друг от друга песчаными валами.

    б) Расставьте знаки препинания, определите вид придаточного.

Охотясь зимой я не раз слышал как над лисицей начинают стрекотать следуя за ней всевидящие сороки.

 

4. а) Из двух простых предложений составьте сложноподчиненное.

1. Партизаны свернули в лес. 2. Этот лес тянулся на сотни километров.

   б) Из двух простых предложений составьте сложносочиненное.

 1. Снегопад прекратился. 2. Регулярное движение город­ского транспорта возобновилось.

 

5. Замените предложения с прямой речью сложноподчиненными.

1. Трудно подсчитать сколько скворцы уничтожают вред­ных насекомых червей и личинок. 2. „Тебе известно слово познание?" –  спросил он. 3. „У тебя есть толковый сло­варь?"   –  поинтересовался друг.

 

6. Расставьте знаки препинания. Укажите разницу между придаточными.

1. Он отвечал так как отвечают отлично знающие своё дело. Он отвечал смело так как был уверен в своих знаниях. 2. Я много читаю потому что люблю книги. Я много читаю чтобы больше знать.

 

7. а) Впишите вместо пропусков по тому — потому, от того — оттого.

1. О людях надо судить (...) сколько они в жизни сделали. 2. Спектакль был отложен (...) что артист заболел. 3. Никакая сила не могла удержать его (...) что он задумал. 4. Мы должны остаться дома (...) что стояло ненастье.

    б) Дополните предложения придаточными.

1. Водой холодной  обливайся (...). 2. Эта берёзка скоро вырастет (...).

 

8. Расставьте знаки препинания, определите вид придаточного, обоз­начьте грамматические основы. Вставьте пропущенные буквы.

1. Сестра и Анюта хотели спросить как мне тут живётся но обе молчали и только смотрели на меня (Шукш.). 2. Серд­це моё заныло когда очутились мы в давно знакомой ком­нате где на стене в...сел ещё д...плом покойного к...менданта как печальная эпитафия прошедшему  времени. (П.)

 

9. Расставьте знаки препинания, определите вид придаточных.

1. Вдруг мне показалось как будто в комнате слабо и жа­лобно прозвенела струна. 2. Наученный горьким опытом я понял что тропа эта звериная и опасаясь как бы она не завела меня куда-нибудь далеко в сторону бросил её и пошёл целиною.

 

10. Расставьте знаки препинания, определите вид придаточного, под­черкните грамматическую основу. Вставьте пропущенные буквы.

1. Изредка Каштанка останавливалась и плача припод­нимая то одну озябшую лапу то другую старалась дать себе отчёт как это могло случиться что она заблудилась (Ч.). 2. Когда на зап...де дог...рала вечерн... з...ря а на востоке заж...гались первые1 звёзды над городом торжеств...(н,нн)о  ра...катился залп с...люта.

 

11. а) Какое из данных предложений сложносочиненное, а какое слож­ноподчиненное?   Докажите.

1. Ушло за горизонт солнце и тёмная июльская ночь заиграла всеми звёздами. 2. Когда ушло за горизонт солнце тёмная июльская ночь заиграла всеми звёздами.

      б)  Добавьте к данным предложениям придаточные.

1. Комната (...) была небольшая но светлая. 2. Мы увидели старый дуб (...). 3. Я прочитал книгу и рассказал о том (...). 4. Мы встретили твоего товарища и спросили его (...).

      в)  Переделайте прямые вопросы в косвенные.

1. Где ты живёшь? 2. Как учится твоя сестра?

 

12. а) Определите вид придаточных.

1. Я сомневаюсь, чтобы он пришёл вовремя. 2. Читайте так,  чтобы всё было понятно.  3. Мы прибавили шагу,  чтобы не опоздать в театр.

      б) Вставьте в пропуски что(бы) и (за)тем:

1. Мы учимся (...) иметь в жизни профессию. 2. Он всё помнит (...) я ему ни сказал. 3. Надо много трудиться (...) быть полезным человеком и в семье, и в обществе. 4. (...) что происходило в классе, наблюдали все.

 

13. Расставьте знаки препинания, определите вид придаточных. Вставь­те пропущенные буквы.

1. Я пр...рвал речь Савельича вопросом сколько у меня всего денег (П.). 2. Мать спросила работавшего в поле муж­чину  далеко   ли  до  де...тярного   завода.   3. Я   хотел   было ра...спросить куда Андрей Соколов идёт с ребёнком. (Шол.) 4. Если  бы  не старый  колпак лежавший  на столе  комнату у  Плюшкина никак  нельзя  было  бы  пр...нять  за ж...лое  по­мещение (Г.).

 

 

14. Расставьте знаки препинания, определите вид придаточных. Вставь­те пропущенные буквы, раскройте скобки.

1. Я вид...л груды тёмных скал когда п...ток их разд...лял. (Л.) 2. Хаджи Мурат поздоровался с вновь пришедшим и (тот)час(же) (не)теряя лишних слов спросил могут(ли) они свести его к русским (Л. Т.). 3. Лиза сказала что(то) для того только что(бы) её смущение (не)было заметно и собиралась уйти (Т.). 4. А соловьев у вас нет спросил Турбин ра...сер­жженный  появлением юнош... который пом...шал их разгово­ру (Буле.).

 

15. Данные сложноподчиненные предложения перестройте в простые предложения с деепричастным оборотом. Обоснуйте постановку запятых.

1. Полярные станции когда посылают на Большую землю метеорологическую сводку помогают синоптикам составить прогноз погоды. 2. Если побываете в тундре весной вас очарует её красота. 3. Когда я вышел на мороз я поёжился поднял воротник. 4. Хотя удачливый рыболов несёт тяжёлую кор­зинку он не чувствует усталости. 5. Так как виноград уложили в плетёные корзины мы доставили его на консервный завод неповреждённым.

 

16. Расставьте знаки препинания, определите вид придаточных. Вставь­те пропущенные буквы, раскройте скобки.

1. (Д...вным)д...вно задумал я взгл...нуть на дальние поля узнать пр...красна ли земля. (Л.) 2. Счас...лив  день когда встречаеш... друга по сер...цу. 3. Один среди своих владений что(б) только время проводить сперв...  задумал наш Евге­ний порядок новый учредить (П.). 4. Когда(же) няня соб...ра­ла для Ольги на широкий луг всех маленьких её подруг она в г...релки (не)играла. (Л.)

 

17. Расставьте знаки препинания, определите вид придаточных. Вставь­те пропущенные буквы, раскройте скобки.

1. Мы свернули налево думая что может быть хоть там на этом просёлке есть какие(нибудь) части. 2. И (ни)одно(то) семечко (не)будет знать ему ли достанется лучшая доля. (Пришв.) 3. Если(бы) (не)встреча с бывалым охотником нам пришлось(бы) (н...)одни сутки проблуждать по лесу. 4. У пру­да поверхность которого посеребрё...ая месяц...м виднелась сквозь аллеи щёлкали и свистели соловьи.

 

18. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Рас­ставьте знаки препинания. Объясните правописание.

1. Мы приближались к одной из деревень где предпол...гали ра...пол...житься на ночлег а так(же) дать отдых давно (не)кормле...ым лошадям. Встрече...ые неистовым лаем собак мы подъехали к крайней избе. Сухонький старич...к в рва...ой домотка...ой рубахе вышел нам навстречу и взяв под уздцы лошадь повёл её в (не)болыпой дворишко. (Ч.) 2. Прошло (не)более (полу)часа и до нас долетели звуки песни (н...)одна во поле дороженька пролегла.

 

19. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Рас­ставьте знаки препинания. Объясните правописание.

Н...(с)чем я (н...)мог (в)последстви... сравнить те чувства которые овладели мной в ту минуту они были как(то) возвыше...ы и в то(же) время спокойны. Чувства эти были вызва...ы (н...)чем иным как безмолвием и красотой природы мысли же мои были (не)определё...ы и ра...сея...ы да и сам я старался н...(о)чём не думать что(бы) не спугнуть оч...рования.

                                                                                                        (М.   Ю.   Лермонтов)

 

20. (Творческий диктант). Продолжите следующие предложения. Опре­делите вид придаточных.

1. Тишина была такая, что (...). 2. Мне стало известно, что (...). 3. Это интересно потому, что (...). 4. Надо стремиться к тому (...). 5. Надо хорошо знать родной язык, чтобы (...). 6. Надо владеть словом так, чтобы (...). 7. Мы побывали там, где (...). 8. Он вспомнил, где (...). 9. В городе находится музей, где (...). 10, Мы узнали, когда (...). 11. Мне никогда не забыть тот день, когда (...).

 

21. (Творческий диктант). Продолжите предложения придаточными, определите вид придаточных.

1. Нам памятен тот день (...). 2. Учитель рассказал о том (...). 3. Мне казалось (...). 4. Он явился туда (...). 5. Стадион оживился (...). б. Было так тихо (...). 7. В клубе организова­ли кружок (...). 8. Самолёт не вылетел в очередной рейс (...). 9. Цветы погибнут (...). 10. Лёд на реке уже посинел (...). 11. Он не трогался с места (...).

 

22. (Для контрольного списывания). Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Выделите главные и придаточные предложения.

1. Мы св...рнули (на)лев... думая что может быть хоть там на этом месте есть какое(нибудь) жилище. 2. За спуском пр...в...дник провер...в ладно(ли) лежат на спинах ж...вот-ных вьюки перевёл к...р...ван через шумливый ручей ут...нувший в густых зар...слях см...р...дины (Аре.). 3. Есть у России б...р...зон...ки белые кедры забывшие сколько им лет горы от вечных ветров пос...делые реки которым названия нет. (Ошан.)

 

23. (Для контрольной работы). Расставьте недостающие знаки пре­пинания. Объясните постановку запятой.

1. Плывя как лебедь в небесах луна сребрит седые ту­чи (А. Полежаев). 2. Там ёлки как пики. 3. Только глянет сквозь утёсы королевский старый форт как весёлые матросы поспешат в знакомый порт (Гумил.). 4. Пруд как зеркальная сталь (Фет). 5. Хлестала музыка как вьюга с материка на ма­терик (Евт.). 6. И как моря твои озёра (А. Хомяков). 7. Руки как жёлтый воск (Н. Огарёв). 8. И воздух как роза и мы как виденья (Гумил.).

 

 

24. (Для контрольного списывания). Расставьте знаки препинания, опре­делите вид придаточных.

1. Ты перенесть меня вели в наш сад в то место где цвели акаций белых два куста.

2. Там где сливался шумят обняв­шись будто две сестры струи Арагвы и Куры был монастырь.

3.  Как серна гор пуглив и дик и слаб и гибок как тростник.

4.  Но я б желал их рассказать чтоб жить хоть медленно опять.

5. Но вновь хотя лила из раны кровь густой широкою волной бой закипел смертельный бой.

                                                                                                               (М. Ю. Лермонтов)

 

 

< предыдущая             cледующая >   
Hosted by uCoz