Сложносочиненное
предложение
Главный структурный
признак сложносочиненных предложений — связь предложений, которые в них входят,
одним из сочинительных союзов. Сочинительные союзы являются семантическими, поэтому
они служат для выражения смысловых отношений между предложениями в составе
сложносочиненных. Эти отношения в общем виде характеризуются как соединительные,
противительные, разделительные. Однако для более точного понимания смысловых
отношений внутри предложения, а также для обучения строить предложения указанной
семантики такой квалификации недостаточно. Нужно, чтобы учащиеся знали и такие
значения, как одновременность, последовательность и т.д.
Признаки
сложносочиненных предложений
Предложения,
входящие в их состав, связываются сочинительным союзом:
а) соединительным (и, да, ни - ни, тоже, также);
б) противительным (а, но, да, зато, же);
в) разделительным (или, либо, не то - не то, то ли - то ли).
Выражают:
а) явления, происходящие одновременно;
б) явления, следующие одно за другим;
в) явления противопоставленные;
г) причину и следствие;
д) возможность одного явления из названных;
е) чередование явлений .
Союзы, которые используются для выражения различных смысловых значений в
сложносочиненных предложениях
Выражаемое
смысловое значение
|
Союзы,
служащие для
выражения
этих значений
|
1.
Одновременность
2.
Последовательность
3.
Причина и следствие
4.
Противопоставление
5. Возможность одного явления из названных
6.
Чередование явлений
|
и, да
ни – ни, тоже, также
и
и
а, но,
да, однако, зато, же
или,
либо, не то – не то,
то ли
– то ли
то –
то
|
План синтаксического анализа сложносочиненного предложения
1.
Установи, в предложении одна грамматическая основа или более,
и сделай вывод, простое это предложение или сложное.
2.
Установи, чем связаны части сложного предложения: сочинительными
союзами, подчинительными союзами, союзными словами, бессоюзно (только
интонацией), – и сделай вывод, к какому виду сложных предложений оно
относится.
3.
Установи, из скольких простых предложений состоит данное
предложение
4.
Назови союз (союзы) и укажи, к какой группе он (они) относится.
5.
Определи в предложении смысловое значение.
6.
Если в предложении более двух простых предложений, установи
как они группируются по смыслу (или не группируются), и сделай вывод, какие
смысловые отношения выражаются в предложении.
7. Объясни расстановку
знаков препинания.
Образцы анализа сложносочиненного предложения
1. Доносится
тревожный крик неуснувшей птицы, или раздается неопределенный звук (Чехов).
В предложении две грамматические основы,
поэтому это предложение сложное; простые предложения в нем связаны сочинительным
союзом, следовательно, это сложносочиненное предложение; оно состоит из двух
предложений, связанных разделительным союзом или;
в предложении выражается возможность одного явления из двух (одного
явления из названных). Перед союзом или стоит
запятая, разделяющая предложения.
2. Шел
март, но зима не уступала, и морозы стояли крепкие (Кочетов).
В предложении более двух грамматических
основ, поэтому это предложение сложное; простые предложения в нем связаны
сочинительными союзами, следовательно, это сложносочиненное предложение; оно
состоит из трех предложений, связанных противительным союзом но и соединительным союзом и; первое и второе предложения выражают
противопоставление, вместе с третьим выражают одновременность. Перед союзами но, и стоят запятые, отделяющие предложения.
3. Вверху
только в небесной глубине дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным
ступеням на влюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела
отдается в степи (Гоголь).
В предложении более двух грамматических
основ, поэтому, это предложение сложное; предложения в нем соединены сочинительными
союзами, следовательно, это сложносочиненное предложение; оно состоит из трех
простых предложений, связанных соединительными союзами и, да; все три предложения выражают
одновременность. Перед союзами и, да стоят
запятые, отделяющие предложения.