Главная > Материалы > Конспекты уроков > Мотив искушения в драме А.Н.Островского "Бесприданница"

Урок литературы

в 10 классе на тему:

Мотив искушения в драме А.Н.Островского "Бесприданница"


 

Цели урока.

Обучающие: формировать: навыки самостоятельного анализа прочитанного; умения давать оценку на основе личностного восприятия и осмысления;

          показать учащимся, что мотив искушения является лейтмотивом; повторить литературоведческие понятия.

Развивающие:  развивать: умения, навыки творческого чтения, связного доказательного изложения мысли;

          умения сравнивать произведения различных жанров;

творческие индивидуальные способности каждого учащегося.

Воспитывающие: формировать у учащихся систему нравственных отношений: умение сострадать, сопереживать, быть гуманными, уважать женщину;

          содействовать формированию и воспитанию художественного вкуса;

          воспитывать основы духовной культуры средствами искусства (слово, музыка, кино).                        

Оборудование: тексты произведения, фрагменты фильма Э.Рязанова «Жестокий романс» на DVD, мультимедийный проектор.    

 

Эпиграфы урока                                                                   

 

Смертельный яд его лобзанья                   Искушение не есть зло, но – добро.
Мгновенно в грудь его проник.                 Оно хороших делает ещё лучше.
Мучительный, ужасный крик                    Это горнило для очищения золота…
Ночное возмутил молчанье.                                            Св. Иоанн Златоуст.
В нем было всё: любовь, страданье,
Упрек с последнею мольбой

И безнадежное прощанье,
Прощанье с жизнью молодой.

М.Ю. Лермонтов  «Демон».

 

 

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя о теме и целях урока. /Читаю 1-ый эпиграф /

- Сегодня мы с вами, ребята, продолжаем знакомство с одним из лучших творений А.Н.Островского, драмой «Бесприданница». На прошлом уроке мы говорили об истории создания, героях, тематике произведения, основных его мотивах. На этом уроке попытаемся определить центральный мотив драмы, понять причину гибели Ларисы Огудаловой, обстоятельства её выстраданной трагической любви.

Любовь – это прекрасное, возвышенное чувство. Счастлив тот человек, которого хотя бы раз опалил огонь любви. Любовь вдохновляет человека на создание чудесных стихов, великолепной музыки, грандиозных скульптур; на открытие новых планет и звезд. Любви покоряются любые вершины. Когда любишь, кажется, что у тебя вырастают крылья и ты способен на чудеса. Но любовь может и погубить человека, она же толкает его на край пропасти, как это случилось с героиней пьесы А.Н. Островского «Бесприданница».

- В литературе об Островском и драме «Бесприданница» основные споры возникают в связи с финальной сценой. И оригинальное прочтение пьесы кинорежиссёром Эльдаром Рязановым тоже вызывает вопросы именно по поводу финала.

II. Сравнение финальных сцен в драме и в к/ф.

 - Скажите, пожалуйста, что предвещает трагическую развязку? Найдите детали в тексте, подтверждающие мысль о том, что финал неизбежен. /Ответы учащихся. Выстрел, звучащий во время приезда Паратова в г. Бряхимов, роковые случайности в семье Огудаловых, рассказ Вожеватова о Карандышеве на костюмированном вечере: «оделся разбойником, взял в руки топор и бросал на всех зверские взгляды» и т. д./

- Ребята, давайте вспомним финальную сцену драмы.

/Читают по ролям д. 4, явление 12/

- А теперь посмотрим заключительный фрагмент к/ф Э.Рязанова «Жестокий романс» и сравним его с данной финальной сценой.

- Что осталось за кадром? /Ответы учащихся./

- Насколько значим финал в музыкальном, литературном произведении? /Ответы учащихся./

- Два современных критика так толкуют последние слова Ларисы.

/Высказывания записаны на доске./

«Во всем этом - и в смерти рядом с цыганским разгулом, и в словах прощения, и любви есть какое-то святотатство.» (В.Я.Лакшин.)

«Сознание спасительной силы христианской любви звучит в прощальных сло­вах Ларисы....» (Ю.В. Лебедев).

-  Кто из них, по - вашему, ближе к замыслу Островского? /Ответы учащихся./

-  Как всегда у Островского значимо название драмы. В данном случае оно имеет два смысла, каких?оциальный и духовный/

- Можно ли трагедию Ларисы объяснить социальными причинами? /Да/

- Но социальный анализ драмы не позволит нам понять финальную сцену. Рус­ский религиозный философ начала XX века Николай Бердяев заметил, что «вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, чело­вечества, мира…». Возможно, эта мысль поможет нам?

III. Работа с текстом.

- На прошлом уроке вы обратили внимание, что наряду с главной темой у Островского звучат дополнительные, которые оттеняют главную. Как они называются? /Мотивы/ Перечислите их.

Мотив пространства, мотив человека-вещи,  мотив блеска, мотив искушения, мотив одиночества.

- Какой из этих мотивов ближе к только что прозвучавшим словам Бердяева? /Мотив искушения/

- Как вы объясните значение слова - искушение?   /Соблазн./

- Какие соблазны захватили героев драмы Островского? /Ответы учащихся./

- Где начинает звучать мотив искушения? /Ответы учащихся./

- Опираясь на текст, расскажите об искушениях Кнурова, Вожеватого, Хариты      Иг­натьевны, Карандышева.

 /Выступления заранее подготовленных учащихся./

- Каков характер этих соблазнов?  /Это соблазны материального характера./

- Соблазны, искушения персонажей Островского так или иначе связаны с героиней драмы. Она сама является искушением для героев. Благодаря каким её качествам, данным?  Почему все говорят только о ней?

/Рассказы учащихся о героине пьесы. В них отмечается музыкальность, поэтичность, мечтательность, артистичность, красота Ларисы, приводятся примеры из текста, раскрывается значение её имени./

- Только ли красота и музыкальные способности привлекают в Ларисе? Вероятно, в ней должно быть что-то, что близко всем? /Ответы учащихся./

-  Однако красота Ларисы имеет некоторый изъян, какой?  /Это красота, теряющей веру души. Она оторвана от реальности./

- Видимо, по этой причине красота Ларисы подвержена соблазнам. Чем же пытаются ее соблазнить? /Ответы учащихся./

- Найдите в тексте эпизод «Кнуров в доме Огудаловых». Вслушайтесь в первую фразу, обращенную к Харите Игнатьевне: «Как вы думаете о своей дочери, что она такое?»  Случайно ли здесь местоимение что? /Ответы учащихся./

- То есть, при всей своей страсти Кнуров прежде всего искушается красивой вещью. Мотив человека-вещи дополняет мотив искушения. /Обращаю внимание на логически – смысловую схему./

- Дополняет его и другой мотив- мотив блеска. Вы наблюдали его в домашнем задании, расскажите. /Краткий пересказ учащихся./

- Деньги, блеск, драгоценности - ими искушают Ларису. А она соблазняется этим? /Ответы учащихся./

- Чем же соблазняется героиня? Почему? /Ответы учащихся./

- Какого характера её искушение?  /Духовного/

- А с чего начинается мотив искушения для Ларисы? /С приезда Паратова/

- Почему Паратову так удается роль искусите­ля? /Ответы учащихся./

- Почему Лариса идеализирует Паратова? /Ответы учащихся./

- Назовите кульминацию драмы. /Ответы учащихся/

- Лариса поёт романс на слова Баратынского. Случаен ли  у Островского этот романс? Вслушаемся в слова романса.   «Не искушай меня без нужды  …»

- Как вы думаете, почему Лариса поёт именно этот романс? /Ответы учащихся./

- В к/ф Лариса поёт другой романс: «А напоследок я скажу…». Давайте послушаем его. /Фрагмент к/ф, где поет Лариса./

- Паратов - идеал для Ларисы. Но вот идеальный мужчина раскрывает все карты. Что за человек предстает пред нею? /Ответы учащихся./

- Что означает цитата из Лермонтова в устах Ларисы?

              «В глазах - как на небе, светло,

               В душе его - темно, как в море». /Ответы учащихся./

- Человек с темной, с черной душой. Кто это? /Дьявол/

- Заканчивается ли искушение для Ларисы с признанием Паратова? /Нет./

- Искушения какого порядка начинаются?  /Материального./

- Ни о чем, кроме любви, душа Ларисы не мечтает. Мотивы, которые мы увидели в драме, сходятся, перекликаются с мотивом искушения. Значит какой мотив является центральным? Как по-другому называют его? /Лейтмотив/

- Лейтмотив ведёт к разгадке финала. Обратимся к словам Иоанна Златоуста, которые мы вынесли эпиграфом к уроку. /Читаю 2-ой эпиграф./  Искушение – испытание веры. Так православие определяет искушение.

- Говорят ли герои драмы Островского о Боге?

- Бог ушел из их душ, потому что все они оказываются во власти искушений и соблазнов.

- Таким образом, лейтмотив драмы Островского несёт сложную смысловую нагрузку. Какую? Сделайте вывод. /Ответы учащихся/

- Если души людей лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть искушений, соблазнов. Чем больше нравственных изъянов в душе, тем сложнее обретение веры. В этом смысле драма Островского звучит вполне современно и актуально.

- Короткая жизнь Ларисы - это жизнь среди соблазнов и искушений. И если соблазны материального характера Ларисой отвергаются, то ду­ховные захватывают без остатка. Осознание этого приходит слишком поздно. Ис­кушение - добро, через него укрепляется вера. Эта христианская истина открывается Ларисе в минуту гибели.

/Чтение по ролям д. 4, явление 11 со слов Ларисы: «Я любви искала и не нашла…»/

- Как показано автором убийство Ларисы? За что же благодарит Лариса перед смертью Карандышева? /Благодеяние, спасение от позора, от страданий, от разочарований в людях и в жизни./

- Поэтому последние слова прощения и любви она обращает к тем, кто её только что предал. Героиня произведения всех прощает. Возможно, она права. Ведь одна из христианских заповедей – всепрощение.

Вывод учителя.

 - Послушайте слова Юрия Лебедева о финальной сцене: «От этой сцены веет солнечным теплом безграничного христианского сострадания, всепрощения, любви и милосердия, связанного с осознанием героиней и своей, и всеобщей виновности, породившей «стужу людских сердец». Счастлив тот человек, который любит сам, и счастлив он вдвойне, если любовь взаимная. Но не всегда так случается. Бывает и безответное чувство. Необходимо суметь преодолеть боль, горечь, разочарование. Не таить зло на своего обидчика. Научиться прощать.

Урок завершается чтением учащимся наизусть стихотворения И.И.Козлова  «Молитва».

Прости мне, Боже, прегрешенья
И дух мой томный обнови,
Дай мне терпеть мои мученья
В надежде, вере и любви.
Не страшны мне мои страданья.
Они залог любви святой,
Но дай, чтоб пламенной душой
Я лить мог слёзы покаянья.

IV. Подведение итогов. Выставление оценок.

V. Домашнее задание.

Выбрать тему сочинения, составить примерный план:

1.     Что сближает Ларису Огудалову и Катерину Кабанову.

2.     Женские образы в пьесах А.Н.Островского.

3.     Смысл заглавия пьесы «Гроза».

4.     Жестокие нравы «тёмного царства» в пьесе А.Н.Островского «Гроза».

5.     Люди с горячим сердцами в драмах «Гроза» и «Бесприданница».

Hosted by uCoz