Главная > Материалы > Конспекты уроков > Лексика

Урок русского языка

в форме игры - сказки в 5 классе
на тему:

«Лексика»


Цели урока:

обучающие:

·        систематизировать знания учащихся;

·        выявить степень усвоения данной темы;

·        продолжить формирование навыков работы со словарями;

развивающие:

·        развивать грамотную устную и письменную речь учащихся;

·        развивать индивидуальную творческую активность;

·        пополнить словарный запас учащихся новыми словами;

воспитывающие:

·        воспитывать интерес, любовь к русскому языку;

·        воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи

 

Оборудование у рока: картинки, рисунки, вырезанные из картона человечки, изображающие синонимы, омонимы, антонимы, рисунок на ватмане сказочного теремка, почтальона Печкина, толковые словари, мультимедийный проектор.

 

Ход урока

 

I. Вступительное слово учителя

- Ребята! Сегодня мы с вами проводим открытый обобщающий урок по теме «Лексика», но урок у нас необычный, а урок – сказка. Сказка поможет нам повторить и закрепить знания по лексике (лексическом значении слова, синонимах, антонимах, омонимах, словах с переносным значением и т.д.), совершенствовать навыки работы со словарями, познакомит вас еще с несколькими новыми словами, даст толкование лексического  значения, чтобы правильно употреблять их в речи. Надеюсь, что наш урок повысит ваш интерес к книге, к слову, а вы по ходу работы покажете, как много знаете.

- Ребята, запишите в тетрадях число, классная работа.

II.Разминка

- Скажите, пожалуйста, что вы видите на доске? Приложение №1

- Сказочный теремок

- Кто  помнит четверостишие о нем из известной русской сказки?

  Дети, если помнят, сначала читают наизусть, если не помнят, то сразу четверостишие проецирую   на экран.                                                    

 

Слайд №1

В чистом поле теремок, теремок.

Он не низок, не   высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

- Ответ на этот вопрос вы найдете, если разгадаете загадку: «Не мёд, а ко всему липнут».   (Слова)

- Действительно это – слова.

III. Беседа с классом

 - А что образуют все слова русского языка? /Ответы учащихся/      

 - Что такое лексикон?

 - Как называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка?

 - Для чего служат слова?

 -  Молодцы!

 - Назовите любое число до 33. Это порядковый номер буквы в алфавите.

 - Вам предстоит в течение одной минуты записать слова на указанную букву. Кто сумеет записать большее количество слов, тот - умница.

 - Ребята, о каких словах вы узнали, изучая тему «Лексика»? / Дети перечисляют./

 - А теперь прочитайте выразительно стихотворение, вставьте в рифму пропущенное слово.

 

                                                            Слайд №2

                                                  Возят почту корабли,

Самолеты, поезда,

Мчат во все концы земли:

В степи, в горы, в города.

Почту в дальние районы

Доставляют ...  / почтальоны /.

- Найдите слова, которые обозначают предметы, признаки, действия и выпишите в тетради.

- С помощью тол­кового словаря определите лексическое значение слов почта, почтальон, выясните, однозначными  или  многозначными являются эти слова? (Толковые словари на столах)

/Ответы учащихся/

-  Запишите эти слова в словарики.

-  Какие слова называются многозначными? А какие - однозначными?

-  Угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает  по извилис­той тропинке и вот-вот подойдет к теремку? (На доску прикрепляю ри­сунок с изображением почтальона Печкина). Приложение №2

- Да это всем нам знакомый ... /дети - почтальон Печкин /. Давайте, ребята, поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию.

-  Как вы   понимаете значение этого слова?  / ребята заранее выписали из "Толкового словаря" значение этого слова в свои словарики /.

- Первый пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова?

        ( Синонимы.)

- На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире №1. Зовут его Смелый.  Приложение №3.  /На доску прикрепляю рисунок мальчика /.

Задание . Назовите имена остальных братьев.

( Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный) –  Слайд №3

-  Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух. / Конверт с заданием прилагается. / Дорогие синонимы!     Хотели мы обойтись без  вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам. Отредактируйте текст, используя синонимы.

Слайд № 4.         «После гибели Муму  Герасим пошёл в родную деревню. Герасим шёл полями и лугами. Он шёл всю ночь. Он шёл и радостно глядел по сторонам, вдыхал запах родных полей. Когда он пришёл в родную деревню, то стал там прилежно работать».

/Ответы учащихся./

 -Жильцов квартиры № 2

  Застать сумели мы едва.

  Они стояли у порога,

  Уже готовые в дорогу.

-  Угадайте, кто они? (Сначала показываю рисунки человечков, дети   назы­вают:  один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой  весёлый.) (Антонимы) Приложение №4

-  Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо  и чуть не заплакали от огор­чения: половина письма - сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождем или в речке тонуло.

Задание . Помогите братьям прочитать письмо  ( Открываю конверт, читаю текст, дети подбирают антонимы ). Слайд № 5.       Дорогие внучата! Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми…

 

-  Окна квартиры № 3 распахнуты настежь. Веселая песенка, которая льется оттуда, поможет угадать вам, кто там живет.

Мы слова из русской речи, из родного языка.

Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.

Наподобие начинки смысл спрятан в серединке.

Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.

-  Что это за слова?  (Омонимы) Так что же такое омонимы? Приведите примеры.     Слайд № 6 ( Рисунки шашки, крана, лука, лисички)

-Омонимам почтальон Печкин принес их любимый журнал. Давайте заглянем в этот журнал, там много интересного. (Читаю юмореску.)  

Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Ужасно хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы. Это была вытянувшаяся в стойку кобра. Тогда путник встал на колени и, подняв руки к небу, стал просить бога:

- О  всевышний! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о всемогущий!

И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный…

Задание .  Объясните, почему произошла ошибка. С какой целью исполь­зуются омонимы в художественной литературе? /Ответы учащихся./

 

- А под самой крышей находится мансарда. Слайд № 7.

- Объясните с помощью словаря, что это такое? Запишите это слово в словари.

- Там идет заседание общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие. Эти «слова умеют плакать и смеяться, приказывать, заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать».

-  Что это за слова?

(Слова, использованные в переносном значении.)

-  Для них почтальон Печкин принес бандероль. Слайд №8.

-  Определите значение этого слова. Запишите в словари.

Бандероль предназначена для любителей поэзии. Это сборник стихов. Давай­те откроем его.  (Сначала открываю бандероль, которую готовлю заранее на почте, для того, чтобы дети наглядно увидели, что такое бандероль.)

-  Я вам, ребята, из этого сборника прочитаю два четверостишия, а ваша задача - определить слова, использованные в переносном значе­нии.

Слайд № 9.

1. Усталое солнце по небу гуляет.

    Ленивая туча над лесом  скучает.

    На сонной березе щебечут синицы.

    Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

2. Полз состав. Он устал –

    От гудка до хвоста.

    Полз состав, полз и  стал,

    И уснул у моста.

/Ответы учащихся./

 - Как называются слова с переносным значением?  (Метафоры)

Задание. Составьте и запишите в тетрадях словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова: горький, тяжелый, холодный, злой, печальный.

(Ученики по очереди выходят к доске и записывают словосочетания.)

 

- У почтальона Печкина остался один конверт. Интересно, кому же он ад­ресован? А адресовано письмо вам, прислал его наш старый знакомый – Нез­найка. Приложение № 5.Прикрепляю на доску рисунок.

-Прочитаем, о чем он пишет.

Задание. (Достаю из конверта письмо, читаю.) Дорогие пятиклассники! Вы меня много раз выручали, помогите, пожалуйста, ещё раз. Подскажите, какие слова есть в этих предложениях?

По реке проплывал широкий плот. Яблоко – плод фруктового дерева. На берегу реки стоял старинный замок. Петя с трудом открыл замок. Небо к полудню  стало голубей. Для своих голубей Вася сделал кормушку.

 Ваш знакомый Незнайка.

(Ответы учащихся. Омофоны, омографы, омоформы.)

IV. Домашнее задание. Опустела сумка почтальона Печкина. Давайте снова ее заполним. Пишут письма обитатели теремка, пишите и вы жильцам теремка – это ваше домашнее задание.

Раздаю учащимся конверты, в которые вложены индивидуальные задания.

Например.

1.Запиши антонимы.

Рано –                                    Далёкий –

Утро –                                    Длинный –

День –                                    Узкий –

2. Объясни лексические значения слов: планёр, айсберг, фонтан.

V. Подведение итогов, выставление оценок.

Hosted by uCoz